Минерал киноварь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАТУРАЛЬНОЙ ПРИРОДНОЙ КИНОВАРИ В ИКОНОПИСИ как
МИНЕРАЛЬНОГО ПИГМЕНТА

------------------------------------
Общие сведения о
минерале
КИНОВАРЬ (тригональная модификация HgS, α-HgS) - минерал, сульфид
ртути (II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет красивую алую
окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. Киноварь в переводе с
арабского означает «драконова кровь». Киноварь образует
мелкие кристаллы ромбоэдрического, толстостолбчатого или толстотаблитчатого облика,
кристаллически-зернистые или порошковатые массы, вкрапленные
зёрна неправильной формы, прожилки и
линзовидные скопления. Характерны красивые
двойники прорастания. Спайность совершенная в одном направлении. Хрупкая.
Цвет красный, иногда наблюдается тёмная синевато-серая побежалость
на гранях кристаллов. Минерал полупрозрачен, а в
тонких сколах бывает совершенно прозрачным.
Обладает ярким алмазным блеском.
Киноварь добывали в Римской империи для получения ртути и красного
натурального пигмента. Некоторые из римских шахт разрабатываются и сегодня.
Плиний Старший упоминает в своих сочинениях, что Древний Рим закупал в
Испании ежегодно до 4,5 тонн ртути. Одно из старейших в Украине ртутных
месторождений - Никитовское находится в Донбассе (Донецкая область, г.
Горловка), разрабатывалось с глубой древности; здесь на различной глубине (до
20 м.) обнаружены древние горные выработки, в которых можно было найти и
орудия труда - каменные молотки.
Еще более древний рудник - Хайдаркан («Великий рудник»)
на севере Ферганской долины, где также сохранились многочисленные следы
древних работ: крупные выработки, металлические клинья, светильники,
глиняные реторты для обжига киновари, большие отвалы образующихся при этом
огарков. Археологические раскопки показывают, что в Ферганской долине ртуть
добывали на протяжении многих столетий и лишь в XIII-XIV веках, после того
как Чингисхан и его преемники уничтожили здесь ремесленно-торговые центры, а
население перешло на кочевой образ жизни, добыча руды в Фергане была
прекращена. Но в середине XX в. активно возобновилась на месторождении
Хайдаркан (Киргизия). В древности киноварь добывалась не только и не столько
как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.
В Средней Азии разрабатывались и другие месторождения
ртути. Так, например, надписи во дворце древнеперсидских царей Ахеменидов
(VI-IV века до н. э.) в Сузах говорят о том, что киноварь, которую в те
времена использовали главным образом как минеральный пигмент, доставляли
сюда с Зеравшанских гор, расположенных на территории современных республик
Таджикистана и Узбекистана (м-ие Адрасман?). По-видимому, киноварь добывали
здесь ещё в середине первого тысячелетия до нашей эры.
Великолепные
кристаллы киновари размером до 7 см поступают из южной части Китая, где их
добывают в провинциях Хунань, Гуйчжой и Юньнань. Никитовское
м-ние (Горловка, Украина) долгое время было источником прекрасных
образцов с полупрозрачными до почти прозрачных двойниковыми
кристаллами киновари, нараставшими на щётках кварца. Находки крупных
кристаллов также известны в Австрии (м-ние Эрцберг, Штирия), Италии (Гроссето),
США (Орегон, Калифорния).
В Древнем Китае киноварь использовали в качестве
красящего пигмента для росписи шкатулок и других сувениров. В Древней Руси
она находила применение при росписи икон. Киноварной краской писались
заглавные буквы в славянских рукописях XI-XIV веков. Её использовали и для
личных печатей - оттиски имели благородный пурпурный цвет и почти не
выцветали в течении десятков лет и даже столетий.
Ещё
в III тысячелетии до н.э. в Китае соединениями и парами
ртути лечили проказу. В средневековых арабских медицинских трактатах
киноварь также упоминается, как надежное средство при лечении кожных
заболеваний. В начале прошлого века ртутными мазями лечили сифилис.
Общеизвестно, что ртуть является ядом. Об этом прекрасно знали ещё во
времена Авиценны. Вдыхание паров или приём растворимых соединений этого
металла внутрь, даже в самых малых дозах, приводит к серьёзному
отравлению.
Пигмент из киновари в иконописи
В живописи киноварь известна как ярко-красный пигмент малинового
оттенка. Толкование греческого названия киновари κιννάβαρι - «драконова кровь»,
принятое в Европе с XIV-XVIII веков и встречающееся как
этимологическая версия, возможно, было основано на рецепте китайской красной
краски, изготовляемой из ядовитого сока китайского лакового дерева. Во
многих европейских языках тот же пигмент из киновари и соответствующий цвет
с XII века именовались «вермильон». В разное время в Европе киноварью могли
называться оттенки, получаемые с применением более дешёвых красок:
синтетического «свинцового красного» и иодида ртути, красок на основе
красной охры, реальгара.
Раннее использование красной краски из киновари
отмечено для неолитических культур Анатолии (Чатал-Хююк, 7000 до н.э.) и
Китая (Яншао, 5000 до н.э.). Киноварная краска широко применялась в Древнем
Египте, в древней Греции ей раскрашивали статуи, в Римской империи киноварь
была очень высоко ценимой краской для украшения интерьеров в богатых домах,
для фресок, статуй, и даже для косметики. В ранней Византии киноварь была
императорским цветом, императорские декреты писались чернилами киноварного
цвета. Киноварный цвет был популярен в Средние века при оформлении и иллюстрировании
рукописей, дорогая краска киноварь использовалась для наиболее важных
элементов рисунка, во второстепенных деталях применялся пигмент «свинцовый красный». В
Китае киноварь широко применялась в лакировке, а у цвета киновари было
большое значение в символике даосизма как цвета крови и цвета жизни. С тех
пор и по наши дни, краска из натуральной киновари широко используется в
канонической иконописи. В древнерусских иконах пламенеющий киноварный цвет
применялся для создания и для передачи сильных эмоций; художники и
искусствоведы описывают киноварь как выразительный светоносный цвет, способный
создать ощущение беспредельной глубины и сияния при наложении большим
пятном, без выделения при помощи специальных техник.
Бытующие представления о том, что киноварь ужасно ядовита, относятся скорее
к области мифов. При аккуратном обращении с кристаллической киноварью и при
её помоле Вам мало что угрожает, поскольку сама по себе она нерастворима в
воде и кислотах (кроме "царской водки"). Но одна чрезвычайно серьёзная
опасность действительно существует, и связана она с возможностью образования
паров ртути, которые действительно очень опасны, их вдыхание чревато
нешуточными последствиями для здоровья. Но это может произойти только в
случае сильного её нагревания: при ~200° киноварь разлагается и
улетучивается с образованием паров ртути и сернистого газа... Отсюда
вывод: - беречь киноварь от огня!!! Нельзя
работать с ней рядом с плитой, электро-рефлектором, любыми сильными
нагревательными приборами. А в обычных условиях она инертна и стабильна.
Киноварь "не любит" железа, не следует хранить её в металлических банках,
толочь в железной ступке, соскребать с курантов металлическим шпателем (лучше
завести специально для неё пластмассовый). Не стоит натирать большое
количество киновари прозапас. Ведь при растирании суммарная поверхность
материала многократно увеличивается, а поскольку тонкий поверхностный слой
киноварного зерна подвержен постепенному изменению под действием
загрязнённого атмосферного воздуха, - окислению либо образованию плёнки
чёрной модификации HgS, - минерала метациннабарита, то хранить её лучше в
кристаллическом виде.
Киноварь следует растирать на натуральном винном уксусе. Истёртый
пигмент собрать в стакан и отмучивать от примесей (они легче киновари уходят
со взмученной водой). На другой день шприцем отсосать воду и высушить. После
полного высыхания аккуратно выбить таблетку из стакана и разделить осадок на
две части, верхняя - тонкая, нижняя - крупнозернистая. Затирать на связующем
частями, только в необходимом объёме непосредственно перед работой.
Впоследствии, находясь уже в красочном слое, она будет защищена от вредных
внешних воздействий обволакивающей плёнкой связующего материала.
С разными связующими веществами киноварь проявляет различную
прочность: в эмульсионном и клеевом связующем сохраняется хорошо, в
масле и в присутствии смол и воска значительно хуже. При покрытии
темперы лаком места, написанные киноварью, необходимо покрыть слоем клея
(желатины), чтобы киноварь не оказалась в прямом соприкосновение с лаком,
ибо в лаках могут содержаться смоляные кислоты, воздействующие на краску.
Цвет киновари зависит от двух факторов - наличия примесей и степени
кристалличности сырья. Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда
ярко-алый холодный. "Тёплой" делают её охряные примеси, даже самая
незначительная примесь лимонита или гётита придаёт ей морковный оттенок, а
частым коричневым оттенком ("тёплая киноварь") она бывает обязана
присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита. Стоит также
отметить, что крупнокристаллическое сырьё даёт некоторый малиновый оттенок
("голубиная кровь") по сравнению с классическим ярко-алым из сырья
мелкозернистого. Киноварный цвет глубокий и лёгкий, яркий но спокойный, не
утомляющий глаз. Её торжественное свечение невозможно имитировать никакими
искусственными заменителями. И хотя с XXI века появляется
порошковый красный кадмий, но иконописцы до сих пор предпочитают
кристаллическую природную киноварь.
Вряд ли стоит пользоваться киноварью, предлагаемой в виде тонкого порошка,
поскольку это зачастую оказывается изготовленный в лабораторных условиях
синтетический продукт. В силу своей изначальной тонкодисперсности,
синтетическая киноварь нестабильна и со временем может непредсказуемо менять
свою окраску в сторону почернения как сама по себе, так и находясь уже в
красочном слое. Кроме того, под названием "киноварь" иногда фигурируют
суррогатные порошковые пигменты иностранного производства, не имеющие с
собственно киноварью ничего общего, кроме названия.
И ещё - о розовом цвете. Минералов, дающих при растирании розовый порошок, в
природе, увы, не существует. Но прекрасный розовый цвет можно получить
добавлением к киновари кварца или кальцита (мрамора) в
количестве "по вкусу". Тёмно-розовый цвет
достигается также смешением белил (титановые или
сурьмяные) + киноварь + немного черни +
гематит.
• О свойствах других минеральных пигментов см. здесь
>>

Кристаллы киновари с кварцем и доломитом. Коллекционный
образец 4.2 x 3 см. Китай (Tongren Mine, Wanshan District, Tongren
Prefecture, Guizhou Province). Фото: Rob Lavinsky

Кристалл киновари в доломите, 0.8 см. Китай
(Tongren Mine, Wanshan District, Tongren Prefecture, Guizhou Province)

Кристаллы киновари в доломите, ширина снимка 4 см. Китай
(Hunan, China)

Кристаллы чистейшей прозрачной киновари. Горловка, Украина.
Фото: James St. John

Кусок киноварной руды. С целью изготовления сырья для пигмента такой камень
подвергается дроблению и обогащению: крошку загрязненной киновари отмывают и
отделяют от примесей с помощью сепаратора

Киноварь, сырье для изготовления пигмента

Мелкокристаллическая киноварь для изготовления пигмента,
Китай. Это сырье после растирания дает сравнительно темный порошок вишневого
оттенка, что надо знать при приобретении материала и, по возможности,
предварительно растереть малую щепотку и сделать пробную выкраску.
Также на сайте:
• В.А.Слётов.
Минеральные пигменты в иконописной
традиции >>>
• Л.В.Кузнецова. О пигментах древнерусской темперной живописи >>>
