Сайт Проекта "Рисуя Минералы..."
|
||||
Познавательно о минералах Нефрит
Нефрит,
- плотная и массивная скрытокристаллическая горная порода, состоящая из тонких
нитевидных кристаллов микроволокнистых разновидностей щелочных амфиболов изоморфного ряда
тремолит - актинолит подкласса ленточных силикатов.
Широко известный и замечательный во многих отношениях камень. Цвет зелёный
всех оттенков от светлого до тёмного, жёлтый, почти чёрный, салатный, голубой,
серый, белый (голубой нефрит -дианит - крайне редок и особо высоко
ценится). Просвечивающий до непрозрачного (сколы или срезы нефрита
толщиной до 1 см. обычно хорошо просвечивают). Очень вязкий
благодаря переплетениям тонких кристаллических волокон, и поэтому
очень прочный. На изломе поверхность неровная с острыми тонкими
краями. Пластинки нефрита толщиной до 10 мм просвечивают. У нефрита
наблюдается слабый плеохроизм - от желтого до коричневого или
зеленого цвета. Имеет восковой блеск, в т.ч. на полированной пов-ти при
любой степени полировки. Очень редко встречается самая ценная
ювелирная разновидность нефрита - с эффектом
кошачьего глаза. Синоним: жад.
Не следует путать нефрит с жадеитом, - иногда очень похожим на
нефрит минералом из группы пироксенов.
Нефрит
- полудрагоценный
поделочный камень. Назв.от греч. nejroV («nephros», нефрос)
- почка, потому, что небольшие окатанные речные гальки нефрита по
внешнему виду напоминают человеческую почку. Древние считали, что нефрит обладает многими
лечебными свойствами, приносит успокоение и излечивает почечные
болезни. В странах Азии нефрит именуется по-разному, и ему приписывается разное значение. В Китае и на Тибете нефритовые талисманы вешали на шею детям, чтобы оградить их от болезни, а если предстояло трудное дело, то его участники никогда не обходились без нефритовых четок. Японцы любят черный нефрит, европейцы - зелёный, монголы - белый. В зависимости от оттенков, белый нефрит делят на три разновидности. Более всего ценится белый непрозрачный и чистый камень, похожий на легендарный лотос. Он словно говорит своему владельцу: "Да будут чистыми твое сердце и мысли, как лепестки лотоса, корнями уходящие в ил, но чистые от донной грязи". Вторым идет серовато-белый хорошо просвечивающий камень с влажным масляным блеском. И третьим - нефрит цвета слоновой кости. Нефрит в истории Китая Наибольшей популярностью пользовался нефрит в Древнем Китае, где он ценился настолько высоко, что из него делали бляшки, имевшие хождение наравне с монетами; нефритовые грузики были эталоном для взвешивания золота, а послам в качестве верительных грамот вручали пластинки из нефрита. Нефрит (по-китайски произносится как «юй» - что означает «самый красивый камень») считался королевским самоцветом в Китае, начиная с самых ранних династий и до настоящего времени, неразрывно переплетается с древней и современной китайской культурой. Художественная резьба по камню стала одним из первых и популярных национальных ремесел Китая. Нефрит использовали как талисман для защиты от злых сил, и как символ статуса своего владельца, подчеркивающий его достоинство, благородство и высокий дух. История нефрита уходит корнями в глубокое прошлое. Но, считая нефрит священным камнем, его первоначально подвергали лишь минимальной обработке, придавая форму круга-диска - символа Неба, или квадрата - символа Земли. Такие диски и пластинки использовали в религиозных церемониях. Мелодичные нефритовые подвески, как знак отличия, украшали одежду придворной знати. Предметами из самого ценного, белого «как бараний жир» нефрита мог пользоваться только сам император. Мелкая пластика древнего времени изображает в основном символичные фигурки животных и носит ритуальный характер. В эпоху правления династии Мин (1368 - 1644) нефрит постепенно теряет свое религиозное значение, из него начинают вытачивать украшения, предметы обихода: от экранов и пейзажных композиций до всевозможных кубков, фигурок богов и музыкальных инструментов. При этом распространение нефрита достигает необычайного размаха. С одной стороны, почитание нефрита было связано с олицетворением этого камня, как воплощения благородного сердца искреннего и мудрого мужа. С другой стороны, нефрит настолько сложен в обработке (ведь этот камень невероятно прочный), что работать с ним мог только человек с чистой душой и твердой волей. На изготовление одной пейзажной композиции могли уйти годы! Сосредоточенность, точность, мужество, силу, уравновешенность - эти качества резчика, так ценимые в культуре Китая, воплощал нерушимый нефрит. Резьба по камню раскрывает и еще одну особенность восточного восприятия жизни. Художник, беря в руки камень, никогда не приступал к работе сразу. Он познавал нефрит, отыскивал в нем скрытые образы. Китайские мастера никогда не подчиняли материал, но искали пути сотворчества с природой, раскрываю идею символического взаимопроникновения всего существующего. Неповторимая красота этих скульптур, виртуозность, с которой мастер обрабатывает камень, проистекает из глубокого чувствования материала. Одна из древних легенд гласит, как придворный резчик минской эпохи провозгласил, увидев камень, который ему представил Император, что нефрит скрывает в себе образ карпа, плескающегося в водах Небесного дворца. Никто из окружающих не понял, что видит художник, но когда он закончил работу, предоставив свое восхитительное произведение на суд публики, то опилки, оставшиеся от его работы едва покрывали монету. Поскольку «юй» (нефрит) в Китае - собирательное понятие для всех драгоценных камней, «резьба по юй» стала неотъемлемой частью китайских искусств и ремесел. По мнению британского натуралиста доктора Джосефа Нидхэма, любовь к изделиям из нефрита является отличительной чертой культуры Поднебесной. В Китае были обнаружены примитивные орудия труда из необработанного нефрита, относящиеся к Новому каменному веку. Однако нет оснований полагать, что древние расценивали нефрит как сколь-либо значимый материал. Выбор оправдывался его твердостью и удобством для изготовления разного рода инструмента и оружия. Со временем люди научились ценить красоту камня, который после обработки и шлифовки становился не только предметом практического применения, но и декоративным изделием, радующим глаз. Со сменой рабовладельческого строя феодальным нефрит окончательно превратился в предмет роскоши. Среди похоронных предметов, относящихся к тому периоду, обнаружено много поделок из нефрита, которые служили украшениями усопших или же церемониальными сосудами. В настоящее время среди экспонатов в музеях по всей стране представлены нефритовые вазы, курильницы, треножники, кубки, чаши всевозможных форм. В середине феодальной эры в Китае стали появляться крупные изделия из нефрита. По сей день в Круглом городе парка Бэйхай стоит кувшин, выполненный из нефрита, размером с небольшую ванну. Из него потчевал вином своих приспешников император династии Юань Кублай Хан. Этот 3,5 тонный кубок, 493 см в диаметре, 70 см в высоту и 55 см в глубину, вмещает до 3000 литров вина. Эллиптической формы чаша украшена изображениями облаков, волн, драконов и морских коньков. И это - старейшее нефритовое изделие дошедшее до нас с тех времен в нетронутом виде. Также следует упомянуть о другом изваянии из нефрита, относящемся ко времени правления императора Цянлуна (18 в.), - скульптурной композиции «Усмирение Великого наводнения Могучим Юем». Гравировка выполнена вслед за появлением одноименной картины в период династии Сун. На каменной глыбе, высотой в 2,4 м и ~1 м в ширину, изображен героический символ всего китайского трудового народа - Великий Юй - в сражении с Великим наводнением. Согласно историческим записям, необработанный камень, весом ~5 тонн, был доставлен из района Хотан, Синьцзян, проделав путь длиной в 4000 км, на что ушло 3 года. И еще несколько лет потребовалось мастерам на обработку и полировку камня. «Есть цена у золота, а нефрит - бесценен», гласит китайская поговорка. Иногда нефритовые изделия описывают как «достойные цепи городов», это сравнение прижилось с тех пор, как правитель государства Цин князь Чжао предложил «связку» из 15 городов в обмен на знаменитый круглый нефрит Ху. В современном Китае во всех крупных городах существует множество нефритовых мастерских и заводов. Процесс обработки камня, раннее проходивший вручную, теперь частично механизирован. И хотя некоторые операции стали проходить быстрее, резьба по нефриту по-прежнему остается предметом главным образом ручной работы. А цена на драгоценный юй будет продолжать расти, вслед за сокращением его запасов на земле. Нефрит - лапидарный камень Правителя Неба и императоров Китая, символизирующий космическую энергию, совершенство, силу, власть, неподкупность, бессмертие. В китайской традиции олицетворяет целый ряд добродетелей: моральную чистоту, справедливость, искренность, мужество, гармонию, преданность и благожелательность. Императорская нефритовая печать символизировала, что власть императору дана Небом. Множество оттенков нефрита, от белого к зеленому, голубому и красному - почти черному, позволяли различать предметы культа по цвету так же, как и по форме. Несмотря на то, что нефрит был символом Солнца и «ян», его безмятежно-спокойный цвет также связывали с мягкой красотой женского тела и даже с сексуальными отношениями (нефритовая игра). Вплоть до XVIII в. добыча нефрита не представляла труда и он служил материалом большинства китайских изделий из резного камня - породила в симпатической магии убеждение, что истолченный нефрит продлевает жизнь, и что нефритовый амулет сохраняет тело от разложения после смерти, отсюда большое количество нефритовых поделок, которые находили в захоронениях Китая. Китайские алхимики верили, что нефрит имеет совершенную форму и в этом смысле замещает золото как символ абсолютной чистоты. Традиционное символическое значение нефрита в китайской культуре с его многочисленными характеристиками вытекает из более мирского универсального символизма литофании. По китайской традиции, нефрит обладает очень важным и привилегированным качеством - бессмертием. Поэтому он фигурирует в обрядах и заклинаниях ещё с третьего тысячелетия до нашей эры, например, в фигурах драконов и тигров, которые представляли цикл упадка и возрождения природных сил. Такой символизм взят из "Шао Ли", относящегося к XII столетию до н.э. Он насчитывает шесть ритуальных воплощений нефрита: Пи, Тсунь (Tsupg), Ху, Хуан, Куй (Kuei), Чань. Символом Пи является диск с отверстием посередине, обозначающий небо, которое является местом абсолютной пустоты. Ху - это нефрит тигра. Хуан такой же, как и Пи, но сделан из чёрного жадеита и разделён на две или три части; он используется в китайской магии, особенно в обрядах некромантии. Тсунь - символ земли, круглый изнутри и квадратный снаружи, обычно изготавливается из жёлтого нефрита. Нефрит относится к мужскому началу - Ян и к сухим элементам. Конфуцианство запрещало изображение женской и мужской наготы, потому что она вызывает эротические чувства. Нагота здесь целиком вытеснена в сферу эротического "искусства спальни", а ее изображения имеют преимущественно функциональный характер. В Древнем Китае фаллический культ имел двойственное содержание. Для удовлетворения своей плоти женщины применяли "куэй" - имитацию пениса в виде стержня из нефрита. Одновременно с этим "нефритовый стержень" имел магическое значение, его название использовали и в качестве эпитета. Талисманы и обереги в виде фаллосов носили, чтобы уберечься от болезней, забот, человеческой зависти, они популярны у крестьян и рыбаков, используются как амулеты от бесплодия. В Китае существуют с древних времен "шесть инструментов" или "шесть священных камней" - Би, Цзун, Гуй, Чжан, Ху, Хуан. Обладание этими предметами указывали на знатность владельца и на его причастность к высоким ритуалам. Ритуальным предметом - цилиндром Цзун совершались обряды Земли. Использование китайцами нефритов так разнообразно и восхищение их свойствами так велико, что они наделяют нефриты еще и музыкальностью. "Каменный перезвон", использовавшийся при дворе и в религиозных церемониях, состоял из 16 не декорированных камней, а те, что были известны как "певческие", состояли из 12-24 пластинок причудливых резных форм. Это использование нефрита в качестве музыкального инструмента по типу ксилофона уходит корнями в глубокое прошлое Китая. Китайский писатель Хиу-Чин приписывает нефриту пять достоинств, соответствующих пяти душевным качествам человека: мягкий блеск - мягкосердечию; прочность - умеренности и справедливости; мелодичный звук - познанию наук; негибкость и неизменяемость - мужеству; внутреннее строение, не поддающееся подделке - чистоте. А.Е. Ферсман называл нефрит национальным камнем Китая. Наиболее полное описание нефрита можно найти в китайском трактате "Ку-ю-ту-пу". Он был написан специальной комиссией в конце XII в. и включал сто книг с более чем семьюстами изображениями минерала. Главным центром добычи нефрита был город Хотан Восточного Туркестана, который поставлял мускус и в изобилии нефрит. Историк Абель-Ремюза утверждает, что нефрит подобен красоте девушке, и если при второй луне с деревьев и трав начинает стелиться особенный блеск, это будет означать, что в реке появился ию. Потому и город Хотан прозван китайцами Ию-тян. Из коренных месторождений в верховьях Яркенда в Памире свыше пяти тонн нефрита посылали китайскому императору, пока его сын не заболел, отдыхая в кровати из добытого в Яркенде нефрита. Тогда император Китая запретил ломать в ущельях Яркенд-Дарьи зеленый камень, заковал в цепи и приказал бросить на дороге отправляемую в Пекин глыбу. А добывать нефрит с тех пор разрешалось лишь из реки: рабы и солдаты, стоящие по пояс в воде, должны были перехватывать катящийся по дну камень и выбрасывать его на берег.
---------------------------------- • Драгоценные камни в истории культуры |
||||
|
||||
© mindraw.web.ru, 2006-2021. |
||||